Составляющие экономического механизма охраны окружающей среды

Экономический механизм охраны окружающей среды направлен на выполнение требований экологической безопасности биосферы, в том числе и человека, и включает:
  • планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
  • установление лимитов на размещение отходов, объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
  • установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
  • предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
  • возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

В общем экономический механизм является составной частью производственно-коммерческой деятельности, направленной на заинтересованность в охране окружающей среды не менее, чем в выпуске товарной продукции. Эффективными средствами экономического механизма охраны окружающей природной среды и рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензия, договор и лимиты.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование — это документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Лицензия имеет существенное значение и как средство защиты окружающей природной среды, и как один из способов регулирования природопользования. Принципы неистощимости природных ресурсов и охраны природной среды могут быть соблюдены лишь при комплексном природопользовании, когда использование одного ресурса не оказывает вредного воздействия на другие ресурсы.

Поэтому, получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании с исполнительным органом власти. Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда.

Составной частью экономического механизма охраны окружающей природной среды является также лимитирование природопользования. Лимиты на природопользование — предельные объемы использования природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользо-вателей на определенный срок. За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты как система экологических ограничений экономическим путем побуждают природопользователя к бережному отношению к природной среде, сокращению отходов, переходу к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям.

Устанавливаются три вида нормативов платы за выбросы и сбросы загрязнений в окружающую природную среду: в пределах допустимых объемов выбросов и сбросов, в пределах установленных лимитов и сверх максимально допустимого объема выбросов и сбросов. Размер второго норматива в 5 раз выше первого, а третьего — в 5 раз выше второго.

Правительством РФ установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды: платежи за выбросы в пределах допустимых нормативов осуществляются за счет себестоимости продукции; платежи за выбросы сверх допустимых нормативов осуществляются за счет прибыли предприятия.

В себестоимость продукции включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, по оплате услуг за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов и сточных вод.

Размер платежей предприятия за загрязнение окружающей среды может уменьшаться на величину расходов по разработке и внедрению природоохранных мероприятий. Однако размер платежей не может уменьшаться за счет текущих затрат на осуществление очистки выбросов и сбросов загрязнений и других технологических операций.

Затраты общества на возврат окружающей среды в прежнее состояние определяются выбираемым комплексом необходимых мероприятий, характером изменений, спецификой природного объекта и особенностями региона. Так, например, попадание нефти в прибрежные морские воды требует проведения работ по локализации разлива, сбору нефти с поверхности воды, очистке береговой зоны, спасению птиц и животных, уничтожению или переработке собранной нефти и загрязненных материалов. Гибель участка леса влечет за собой комплекс работ по вырубке зараженных деревьев, очистке поверхности земли, посадке и выращиванию саженцев.

Общество оценивает затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние как штраф организации, допустившей ущерб объектам природы, или затраты на общегосударственные программы по восстановлению территорий, подвергшихся заражению.

Одним из главных рычагов экономического механизма охраны окружающей среды является плата за загрязнение окружающей природной среды в соответствии с принципом «загрязнитель платит».

В мировой практике экологическое страхование означает страхование ответственности объектов — источников повышенного экологического риска за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование таким образом предотвращения данного загрязнения.

Экологическое страхование направлено на получение страхового возмещения в случае техногенных катастроф, аварий и стихийных бедствий. Однако предприятие может быть лишено права на страховое возмещение, если оно неоднократно предупреждалось о возможности аварии, но не приняло никаких предупредительных мер. Все более актуальными становятся также проблемы страхования риска загрязнения окружающей природной среды, инвестиций в экологически рисковые проекты, выбор приоритетных объектов экологического страхования и др.