Что вы думаете об этом?

В середине 1970-х годов несколько сотен членов калифорнийской религиозной секты Народный Храм эмигрировали в Гайану под руководством своего лидера преподобного Джима Джонса. Их целью было создать модель межнациональной общины на основе «любви, тяжелого труда и духовного просвещения». Свою коммуну они назвали Джонстаун. В ноябре 1978 года конгрессмен Лео Райан прилетел из Калифорнии в Джонстаун для того, чтобы проверить, верны ли сведения, что некоторых членов секты удерживают там насильно. Он посетил коммуну и обнаружил, что некоторые люди действительно хотят вернуться вместе с ним в Соединенные Штаты Америки. Преподобный Джонс дал согласие на их отъезд, но когда конгрессмен Райан садился в самолет, он и отступники были убиты — несомненно, по приказу Джонса. Джонс, высказав сожаление о случившемся, начал говорить о красоте смерти и о том, что вскоре «мы встретимся с погибшими в ином месте». Члены секты выстроились в шеренгу у бочки с питьем, которое содержало цианид. Почти все по собственному желанию выпили смертельный напиток. По меньшей мере 80 детям родители дали яд, затем выпили его сами. Более чем 800 человек умерли, включая и преподобного Джонса.

Как люди могли согласиться лишить жизни самих себя и своих детей? Они что, были сумасшедшими? Находились под гипнозом? Как бы вы объяснили это? Итак, вот несколько вопросов о социальном поведении людей — вопросов, которые, несомненно, нас волнуют: почему жители Лос-Анджелеса игнорировали крики из желтого дома, хотя, набрав номер 911 или просто закричав из окна, они могли бы предотвратить трагедию? Почему Оскар любил свое братство больше, чем Сэм? И как могло случиться, что столько людей убили своих детей и самих себя в Джонстауне? В этой главе мы обсудим, что общего имеют все эти примеры и почему они представляют для нас интерес. Основываясь на результатах, полученных при проведении социально-психологических исследований, мы также постараемся дать несколько разумных объяснений случившемуся.