Народная мудрость

Журналисты, социальные критики и романисты могли бы рассказать очень много интересного об этих ситуациях. Чаще всего в своих комментариях они ссылаются на народную мудрость или здравый смысл. Так, при объяснении массового самоубийства в Джонстауне, привлекшего огромное внимание средств массовой информации, выдвигались различные предположения, начиная с того, что преподобный Джонс использовал гипноз и наркотики, чтобы ослабить сопротивление членов секты, до подозрений, что секта в первую очередь привлекала в свои ряды людей, склонных к самоубийству. Однако с уверенностью можно сказать, что такие рассуждения, в которых явно недооценена власть ситуации, неверны — или, по крайней мере, слишком упрощают ситуацию.

К несчастью, хотя утверждения, построенные на так называемом здравом смысле, нередко оказываются неверными или сверхупрощенными, мы не склонны учиться на прошлых ошибках. Джонстаун был, возможно, первым массовым суицидом американцев, но отнюдь не последним. Несколько лет назад, в Вако, штат Техас, члены секты «Колено Давидово», лидером которой был Дэвид Кореш, остерегаясь ареста за хранение нелегального оружия, забаррикадировали себя на огороженной территории, ставшей похожей на крепость. Когда их окружили, сектанты открыли огонь по своим же; в результате 86 убитых, включая нескольких детей. Совсем недавно 39 членов секты «Небесные Врата» совершили групповой суицид на ранчо Санта-Фе, штат Калифорния. Были найдены серьезные доказательства, что люди покончили с собой добровольно, веря в то, что огромный межпланетный корабль, следующий за кометой Хей-ла-Боппа, заберет их души и унесет в космос (Pur-dum, 1997).

Слыша о трагедии в Вако и о «Небесных Вратах», люди приходят в замешательство — так же как и после массового самоубийства в Джонстауне. Большинству трудно было понять, каким образом культ может так сильно воздействовать на сердца и сознание, казалось бы, нормальных людей. Поэтому многие, включая и Конгресс США, страстно возжелали найти виноватого. После гибели членов секты «Небесные Врата» некоторые сразу же обвинили сами жертвы, говоря, что те были или глупы, или психически больны. Но проведенная впоследствии экспертиза показала, что погибшие были психически здоровы и по большей части необычайно умны и образованны. После того как произошла трагедия в Вако, многие наблюдатели обвинили ФБР, министров юстиции и заговорили о плохом руководстве президента Клинтона. Что ж, найдя виноватого, мы, возможно, станем чувствовать себя лучше, избавившись от замешательства, но ситуация от этого не станет менее сложной.

Не поймите нас неправильно. Мы не против народной мудрости. Мы убеждены, что очень полезно изучать социальное поведение, обращаясь к журналистам, социальным критикам и романистам — и в этой книге мы не раз и не два ссылаемся на подобные источники. Но здесь есть, по крайней мере, одна проблема. Трудно установить, какой из источников более достоверный. Ведь они чаще не соглашаются, чем соглашаются друг с другом. Вот посмотрите, что народная мудрость говорит о факторах, влияющих на то, насколько нам нравятся другие люди. С одной стороны, мы знаем поговорку «Рыбак рыбака видит издалека» и каждый из нас без усилий может привести массу примеров, когда он на самом деле любил и привязывался к людям, разделяющим его интересы. Но та же народная мудрость говорит нам, что «противоположности притягиваются», и если мы постараемся, то с той же легкостью сможем привести примеры, когда нас привлекали люди, интересы которых были весьма далеки от наших собственных. Так какая же из поговорок верна?

Точно так же, во что нам верить: «с глаз долой — из сердца вон» или в то, что «любовь не страшится разлук»? И кто может с уверенностью сказать: резня в Джонстауне произошла, потому что:

а) преподобный Джонс преуспел в привлечении людей, которые с самого начала были психологически подавлены;
б) в секту вступали исключительно люди со склонностью к суициду;
в) Джонс был настолько могущественной, мессианской, харизматической фигурой, что на самом деле любой — даже сильный, не подверженный депрессии человек, вроде вас или меня, — мог попасть под его влияние;
г) люди, отрезанные от общества, особенно уязвимы к социальному влиянию;
д) все вышесказанное верно;
е) все вышесказанное неверно?