Субъективность социальной ситуации

Мы пытались убедить вас в том, что социальная ситуация часто воздействует на поведение человека. Но что мы конкретно имеем в виду под социальной ситуацией? Стратегия определения может быть такой: вначале нужно выделить объективные особенности ситуации, например, установить, получают ли люди при этом вознаграждение, а затем засвидетельствовать поведение, логически вытекающее из этих объективных особенностей.

Такой подход используется в бихевиоризме (behaviorism), школе психологии, созданной для изучения человеческого поведения. Согласно этому учению, для определения поведения существенно только то, какой вид подкрепления окружающей среды за ним последует — положительный или отрицательный. Например, собака приходит, когда ее зовут, потому что она усвоила, что за послушанием следует положительное подкрепление (к примеру, пища или поглаживание). Дети будут быстрее запоминать таблицы, если их чаще хвалить, улыбаться им и давать золотые звездочки за правильные ответы. Психоло-ги-бихевиористы, такие как Джон Уотсон (Watson, 1924) и Б. Ф. Скиннер (В. F. Skinner, 1938), полагали, что любое поведение может быть понято путем проверки того, чем оно подкрепляется — вознаграждением или наказанием, а посему нет нужды изучать такие субъективные вещи, как мысли и чувства. То есть, чтобы понять поведение жителей Лос-Анджелеса, проигнорировавших крики о помощи своей соседки, бихевиорист, анализируя ситуацию, прежде всего попытался бы установить, какие особые, объективные факторы воспрепятствовали попыткам помочь. Какое объективное вознаграждение и наказание ждало жителей Лос-Анджелеса, если бы они предприняли определенные действия? И какое вознаграждение и наказание грозило им за бездействие?

Бихевиористы предпочитают не иметь дела с такими вещами, как познание, мышление и чувства, они полагают, что эти концепции слишком неопределенные и менталистические и не имеют важного значения при рассмотрении поведения. Элегантный в своей простоте, бихевиористский подход действительно удобен в использовании, но так как при его применении исследователи забывают о познании, мыслях и чувствах человека, он не может привести к пониманию социального мира — и это факт доказанный. Как нам уже известно, нельзя до конца понять социальное поведение, если ограничить наблюдения лишь характерными физическими особенностями ситуации. Ведь очень важно взглянуть на ситуацию с точки зрения участников событий, рассмотреть их трактовку окружающего мира (Griffin & Ross, 1991; Ross & Nisbett, 1991). Например, если человек подходит к нам, хлопает по плечу и спрашивает, как мы себя чувствуем, — это вознаграждение или нет? Если судить поверхностно, может показаться вознаграждением, но на самом деле это сложная ситуация, зависящая от наших мыслей и чувств. Мы можем воспринять подобное поведение по-разному, в зависимости от того, кем задан вопрос: близким другом, который серьезно обеспокоен тем, что мы перетрудились, случайным знакомым или торговцем, который намеривается продать нам подержанный автомобиль — даже если вопрос сформулирован одинаково и произнесен в одном и том же тоне. Маловероятно, что, отвечая торговцу автомобилями, мы начнем описывать свои боли в почках.

Бихевиоризм (behaviorism) — школа психологии, придерживающаяся убеждения, что, для того чтобы понять поведение людей, нужно только рассмотреть подкрепляющие свойства окружающей обстановки, то есть какие позитивные и негативные события в окружающей обстановке связаны с определенным поведением.