Гештальт-психология

Гештальт-психология (gestalt psychology) — школа психологии, подчеркивающая важность изучения не объективных, физических свойств объекта, а того субъективного пути, посредством которого объект появляется в человеческом сознании.

Корни такого акцента на конструал лежат в подходе, называемом гештальт-психология. Гештальт-психология (gestalt psychology) — школа психологии, подчеркивающая важность изучения не объективных, физических свойств объекта, а того субъективного пути, посредством которого объект появляется в человеческом сознании (гештальт, форма, структура). Например, одним из способов понять, как люди воспринимают картину, мог бы быть следующий: разбить картину на элементы, уточнить, какие краски использовались, какие мазки, распознать изображенные геометрические фигуры и после этого постараться определить, как эти элементы комбинируются стоящим перед картиной человеком, когда он пытается составить о ней общее представление. Однако, по утверждению гештальт-психоло-гов, просто изучая отдельные строительные блоки восприятия, невозможно определить, каким образом человек воспринимает объект в целом. Целое отличается от суммы его частей. Необходимо фокусироваться на феноменологии человека, воспринимающего объект, то есть нужно понять, каково его представление об объекте, а не заниматься рассмотрением отдельных элементов объективного стимула.

Гештальт-подход был сформулирован в Германии в первой половине XX века Куртом Коффкой, Вольфгангом Келером, Максом Вертхеймером (Kurt Koffka, Wolfgang Kohler, Max Wertheimer), их студентами и коллегами. В конце 30-х годов несколько психологов иммигрировали в Соединенные Штаты Америки, чтобы скрыться от нацистского режима, и впоследствии имели такое сильное влияние на американскую психологию, что один проницательный наблюдатель заметил: «Если потребуется назвать человека, чье влияние на психологию оказалось наиболее сильным, я назову Адольфа Гитлера» (Cart-wright, 1979, р. 84).

Среди иммигрантов был и Курт Левин, чаще всего упоминаемый как основатель экспериментальной социальной психологии. Молодой немецкий профессор, еврей по национальности, Левин в 1930-х годах сам непосредственно столкнулся с шовинизмом. Пережитое не только сильно повлияло на его мышление, но, после приезда Левина в Америку, помогло сформировать американскую социальную психологию, направив ее в сторону глубокого, неизменного интереса к исследованию причин и способов избавления от предрассудков и этнических стереотипов.

Как теоретик Левин сделал смелый шаг в применении основных принципов гештальт-психологии: он занялся изучением того, как люди воспринимают друг друга, их мотивов, намерений и поведения. Левин был первым ученым, в полной мере осознавшим важность рассмотрения людей в перспективе социальной ситуации, чтобы понять, как они истолковывают (то есть воспринимают, интерпретируют, искажают) свое социальное окружение. Социальные психологи с первых же дней существования их науки начали уделять особое внимание рассмотрению субъективного восприятия ситуаций (тому, как ситуации трактуются людьми). О первых социальных психологах и о том, каковы были их основные убеждения, мы поговорим позднее.

Курт Левин: «Когда человек сидит в комнате, твердо веря, что ему на голову не упадет потолок, что следует брать в расчет при предсказании поведения? Только "субъективную вероятность"? Или следует рассмотреть также и "объективную вероятность падения потолка, определяемую архитекторами? Как мне кажется, нужно брать в расчет только первое».

Одни конструалы могут быть довольно простыми, например, когда задается вопрос: «Как вы себя чувствуете?». Другие могут представляться простыми, но на самом деле быть очень сложными. Предложите, например, Марии поцеловать Шона в щеку в конце их первого свидания. Как Шон отреагирует на этот поцелуй? Мы бы сказали, что это зависит от того, как он проинтерпретирует ситуацию: истолкует ли он это как первый шаг — как знак проснувшегося романтического интереса со стороны Марии? Или воспримет поцелуй как выражение безразличия — знак того, что Мария хочет быть ему только другом? Или Шон увидит это как знак того, что Мария интересуется им, но хочет, чтобы их взаимоотношения развивались помедленнее?

Неправильно истолковав ситуацию, Шон может совершить серьезнейший просчет: повернуться спиной к тому, что могло бы стать главной любовью его жизни, или выразить неуместные чувства. В любом случае мы убеждены в том, что наилучшая стратегия для понимания реакции Шона: не анализировать объективную природу поцелуя как такового (его продолжительность, силу давления и т. д.), а постараться определить конструал Шона, способ его трактовки поведения Марии. Но как выстраиваются конструалы?