Социальное познание

Социальное познание (social cognition) — то, как люди думают о самих себе и социальном мире; в частности, как люди отбирают, интерпретируют, запоминают и используют социальную информацию.

Отдавая дань когнитивным способностям людей, мы начинаем понимать, что это не лишено смысла, когда, формулируя теории социального поведения, социальные психологи принимают в расчет то, каким образом люди думают об окружающем их мире. Мы называем это когнитивным подходом к социальной психологии или социальным познанием (social cognition) (Fiske & Taylor, 1991; Markus & Zajonc, 1985, 1998; Nisbett & Ross, 1980). Исследователи, пытающиеся понять социальное поведение с точки зрения социального познания, как правило, начинают с предположения, что все люди стремятся видеть мир наиболее приближенным к реальности. Следовательно, люди видятся исследователям как сыщики-любители, которые делают все от них зависящее, чтобы понять окружающий социальный мир.

Но все не так просто, как может показаться. У нас, людей, часто возникают проблемы, так как никогда не бывает так, чтобы нам были известны все факты, необходимые для того, чтобы вынести более точное суждение о сложившейся ситуации. Какое бы решение не предстояло предпринять — относительно простое, например, какая из каш одновременно наилучшая и по вкусу и для здоровья; или несколько более сложное, например, какую лучше купить машину, с учетом того, что на ее покупку мы можем себе позволить истратить не более 18 ООО долларов; или намного более сложное решение, например, выбрать себе жениха или невесту, которые сделают вас безумно счастливыми на всю оставшуюся жизнь, — всегда нелегко собрать все вместе нужные для решения факты. Вдобавок, каждодневно мы принимаем несчетное число решений; и даже если бы и был какой-то способ для каждого решения собрать все нужные факты вместе, у нас просто не хватило бы ни времени, ни сил на это.

Звучит напыщенно? Разве большинство решений не принимаются с достаточной легкостью? Давайте попробуем разобраться. Для начала зададим вам простой вопрос. Какую из каш вы предпочтете на завтрак: «Lucky Charms» или «Quaker 100% Natural? Скорее всего, как и большинство наших студентов, вы ответите: «Конечно же, "Quaker 100% Natural". Каждый знает, что «Lucky Charms* — это каша для детей, а значит там много сахара. А на коробке «Quaker 100% Natural изображены зерна пшеницы, да и сама коробка цвета спелой пшеницы (желто-коричневого). А разве слово «натуральный» не синоним слова «полезный»?