Ожидания относительно социального мира

Вдобавок к имеющимся трудностям, иногда и наши ожидания относительно социального мира также вмешиваются в то, как мы его воспринимаем, и мешают воссоздавать реальную картину. Наши ожидания способны изменить природу социального мира. Представьте себе, что вы учитель младших классов в школе и все свои силы отдаете воспитанию детей. В начале учебного года вам становится известно, как каждый из учеников выполнил стандартный тест на интеллект. Прежде вы не очень-то верили, что подобные тесты могут правильно определять интеллектуальный потенциал ребенка. Но после нескольких лет преподавания в школе вы постепенно уверились в том, что такие тесты точны. Почему произошло это изменение? Практически без исключений вы видели, что дети, которые получали высокие баллы в таких тестах, действительно лучшие ученики в классе, а дети, получившие низкие баллы, — худшие.

Эта история никого бы не удивила, если бы не один момент. Не исключено, что вы ошибались бы относительно обоснованности тестов. Могло бы быть так, что это не тесты точны, а вы непреднамеренно по-разному обращались с детьми с высокими и низкими баллами, делая это, как если бы тесты были точными. Нечто похожее обнаружили Роберт Розенталь и Ле-нор Джэкобсон (Rosenthal & Jacobson, 1968) при исследовании явления, называемого самореализующееся пророчество. Исследователи пришли в начальную школу и провели там тест. Затем они сообщили каждому учителю, что в соответствии с тестом несколько учеников выказали себя настоящими вундеркиндами — они выполнили тест блестяще. В действительности тест этого не показал; имена детей, которым присвоили звание вундеркиндов, были выбраны наугад, с помощью жребия и, следовательно, в среднем эти дети ничем не отличались от других. Но слушайте, что произошло дальше. В конце учебного года Розенталь и Джэкобсон вновь пришли в школу и обнаружили, что на этот раз псевдовундеркинды действительно выполнили тест блестяще. Просто факт, что учителя стали ожидать от этих детей блестящих успехов, послужил причиной действительного улучшения их учебы. Этот поразительный феномен — не счастливая случайность; он повторялся несколько раз во многих школах (Rosenthal, 1995).

Как так получилось? Хотя полученный результат кажется почти сверхъестественным, он напоминает нам о важном аспекте человеческой природы. Если бы вы были одним из тех учителей и вас настроили на ожидание, что два или три определенных ученика покажут блестящие успехи, вы бы, вполне вероятно, обращались с этими учениками особым образом — например, уделяли бы им больше внимания, слушали бы их более уважительно, чаще вызывали бы их к доске, поощряли бы их и пытались преподавать им более сложный материал. Почти точно это сделало бы данных учеников более счастливыми, более уважаемыми, более мотивированными, более умными — и вуаля! — вот вам и самореализующееся пророчество. Таким образом, даже когда мы пытаемся воспринимать социальный мир как можно реальнее, перед нами множество неправильных путей, приводящих к неверному восприятию.