Социальные проблемы

Понимание — это не панацея от всех бед, но оно определенно помогает, особенно когда приходится бороться с полнейшей темнотой.

Повторяем, социальная психология может быть определена как научное изучение социального влияния. Социальное влияние наилучшем образом может быть понято путем рассмотрения основных человеческих мотивов, которые служат причиной появления субъективных взглядов, которые люди формируют о внешней среде. Быть может, вы хотите спросить, а почему мы так беспокоимся о социальном влиянии? Кого это интересует? И какая разница в том, где лежат корни поведения: в желании иметь реальную картину окружающего мира или в желании сохранить самоуважение?

Есть несколько ответов на эти вопросы. Первый достаточно прост: нам интересно. Социальные психологи проявляют искренний интерес к социальному поведению человека и хотят понять его на возможно более глубоком уровне. В известном смысле все мы социальные психологи. Мы все живем в социальном окружении и так или иначе интересуемся вопросами, как влияют на нас окружающие и как мы влияем на них, почему одни нас не любят, других мы сами не любим, а к третьим — равнодушны.

Многие социальные психологи имеют еще одну причину изучать социальное поведение, так как они хотят внести вклад в решение социальных проблем. С самого начала расцвета новой науки социальные психологи интересовались такими проблемами, как избавление от враждебности и предрассудков и повышение альтруизма и великодушия. В наши дни социальные психологи продолжают эту традицию. К тому же они вносят нечто новое, например решают следующие задачи: как заставить людей сохранять такие естественные источники, как вода и энергия (Dickerson et al, 1992), как просветить людей в вопросах безопасного секса в целях уменьшения распространения СПИДа (Aronson, 1997; 1998; Stone et al, 1994), как понять взаимосвязь между наблюдением сцен насилия на экранах телевизоров и агрессивными действиями телезрителей (Eron et al., 1996), как разработать эффективные стратегии переговоров для снижения международных конфликтов (Kelman, 1997), как найти пути избавления от расовых предрассудков (Aronson & Patnoe, 1997) и как помочь людям справиться с переменами в жизни — такими как поступление в колледж или смерть любимого человека (Harris, 1986).

Способность понять и объяснить сложное и дисфункциональное социальное поведение приводит нас к тому, что мы задаемся целью изменить его. Например, когда американское правительство стало серьезно относиться к проблеме СПИДа, начала проводиться широкомасштабная рекламная кампания, которая запугивала людей и склоняла их к безопасному сексу. Казалось бы, это не противоречит здравому смыслу: если люди не делают то, что им следует делать, почему бы их не попугать?

Кто спорит, идея не глупа. Как мы увидим в последующих главах, есть множество дисфункциональных действий (курение, вождение в нетрезвом состоянии и т. д.), для которых запугивание, возможно, даст людям мотив поступать рационально, думая о сохранении здоровья (Levy-Leboyer, 1988; Wilson, Purdon & Wallston, 1988). Но на основании многих лет систематического изучения методов убеждения социальные психологи поняли, что, например, в условиях распространения СПИДа запугивание вряд ли произведет желаемый эффект. Люди не хотят думать о мрачном. В частности, готовясь заниматься сексом, большинство людей не желают думать о смерти или смертельной болезни. Такие мысли могут повлиять на романтическую сторону ситуации. Кроме того, многие мужчины не получают удовольствия, используя презерватив, потому что, надевая его, они чувствуют, что делают сексуальный акт неестественным, и это сбивают им настроение. В таких случаях люди просто отказываются верить, что им следует чего-то бояться («Со мной этого случиться не может», «Уверен, что ни у кого из моих партнеров нет СПИДа» и т. д.).

Проницательный читатель поймет, что отказ появляется не из-за желания соответствовать реальному положению вещей, а из-за желания сохранить самоуважение. Так, если люди убеждают себя, что у их сексуальных партнеров просто не может быть СПИДа, они могут продолжать наслаждаться сексом, не думая о презервативах и в то же время сохраняя о себе представление как об очень рациональных людях. Как мы увидим далее, понимание, при каких условиях главным считается сохранение уважения к себе, может помочь в деле предотвращения СПИДа (Aronson, 1997; Aronson, Fried & Stone, 1991; Stone et al., 1994).

На протяжении всей книги мы будем приводить множество примеров практического приложения социальной психологии. Также мы обсудим некоторые мотивы социального поведения и особенности социальных ситуаций, поскольку полагаем, что если мы заинтересованы в изменении нашего поведения или поведения других людей, мы в первую очередь должны кое-что знать об этих фундаментальных первоисточниках. Хотя большинство из исследований, обсуждаемых в последующих главах, имеют, в первую очередь отношение к этим фундаментальным первоисточникам, они обращаются и к другим важным социальным проблемам, например к воздействию масс-медиа на установки и поведение людей (глава 13). Для заинтересованного читателя мы включили три дополнительных раздела, в которых рассматривается практическое приложение социальной психологии к таким современным темам, как здоровье, окружающая среда и закон. Эти разделы короче и менее подробны, чем обычные главы. Преподаватель может отвести им некоторое время в течение семестра, а может и не отводить, полностью полагаясь на любознательность студентов.