Метод наблюдения

Можно узнать многое, будучи проницательным наблюдателем человеческого поведения. Для описания того, что собой представляет определенная группа людей или тип поведения, весьма полезным является метод наблюдения. Это техника, в которой исследователь наблюдает за поведением людей и записывает свои впечатления или подсчеты. Метод наблюдения может принимать различные формы, в зависимости от того, что хотят найти ученые, является ли наблюдение включенным и насколько они хотят измерять наблюдаемое. Одним из примеров является этнография, метод, согласно которому исследователи пытаются понять группу или культуру путем наблюдения за ней изнутри, оставив в стороне все предвзятые мнения, которые могут у них быть. Целью является понимание сложности и многообразности группы через наблюдение ее в действии. Часто используется включенное наблюдение, при котором исследователь взаимодействует с наблюдаемыми людьми, но пытается не влиять на ситуацию каким-либо образом. Этнография — ведущий метод культурной антропологии (исследований культур и сообществ людей). Равно как социальная психология расширяет область своего внимания путем изучения социального поведения в различных культурах, этнография все чаще используется для описания различных культур и выработки гипотез относительно психологических принципов (Adler & Adler, 1994; Fine & Elsbach, 2000).

Метод наблюдения (observational method) — техника, при помощи которой исследователь наблюдает за людьми и систематически отмечает их поведение.

Этнография — метод, согласно которому исследователи пытаются понять группу или культуру путем наблюдения за ней изнутри, оставив в стороне все предвзятые мнения, которые могут у них быть.

Включенное наблюдение (participant observation) — форма метода наблюдения, при котором наблюдатель взаимодействует с наблюдаемыми людьми, однако никак не пытается изменить ситуацию.

Например, в начале 1950-х годов группа людей на Среднем Западе предсказала, что скоро настанет конец света и ужасная катастрофа уничтожит мир. Они также сообщили, что сами спасутся на космическом корабле, который приземлится на заднем дворе в усадьбе их духовного лидера. Леон Фестин-гер и его коллеги, предположив, что конец мира все-таки еще далеко, подумали, что будет интересно понаблюдать за этой группой пристальнее и отметить, как они отреагируют, когда их представления и пророчества не подтвердятся (Festinger, Riecken & Schachter, 1956). Тем не менее, в отличие от случая наблюдения за детьми, исследователь не может стоять за забором и незаметно отмечать все тонкости поведения людей. Для того чтобы зафиксировать разговоры в группе, происходящие каждый час, социальные психологи сочли необходимым присоединиться к ней и притвориться, что они тоже верят, что мир подходит к концу (смотри главу 6, в ней дано описание результатов исследования Фес-тингера и его коллег). Ближе к нашему времени Рафаэль Изекиль (Ezekiel, 1995) интересовался сущностью и практиками экстремистских политических культов. В исследовательских целях он посещал собрания неонацистских групп и ку-клукс-клана. Хотя он и не вступал в эти организации, но общался с людьми и брал интервью у многих активистов.

Ключевым для этнографии является избегание, настолько насколько возможно, чьих-либо предвзятых мнений в целях понимания собственной точки зрения исследуемых людей. Иногда, впрочем, исследователи имеют некоторые определенные гипотезы, которые хотят проверить, используя метод наблюдения. Ученый может быть заинтересован, например, тем, насколько проявляется агрессия детей на переменках. В этом случае он систематически наблюдает за некоторыми действиями, точно определенными до начала наблюдения. Например, агрессия может быть определена как нанесение ударов и толчков другим детям, отбирание игрушек и т. п. Исследователь может стоять с краю игровой площадки и систематически отмечать, насколько часто проявляется такое поведение. Если исследователю интересны половые (гендерные) и возрастные различия в социальном поведении, он также отмечает пол и возраст ребенка. Откуда мы узнаем о том, насколько точен наблюдатель? В подобных исследованиях важно устанавливать надежность взаимного суждения, т. е. степень согласованности мнения двух или более людей, которые независимо наблюдают и отмечают данную ситуацию. Если обнаруживается, что два и более наблюдателя сделали одинаковые наблюдения, исследователи убеждаются в том, что эти наблюдения не являются субъективными, искаженными впечатлениями одного человека.