Экспериментальный метод

Единственный способ определения причинно-следственных отношений — это экспериментальный метод (experimental method), когда исследователь так организует событие, что люди участвуют в нем определенным образом (например, вместе с другими сторонними наблюдателями становятся свидетелями происшествия или наблюдают за тем же событием, но поодиночке). Экспериментальный метод применяется сегодня в большинстве социально-психологических исследований, поскольку он позволяет экспериментатору сделать выводы о причинах события. Метод наблюдения необычайно полезен, он помогает нам описать социальное поведение. Тем не менее только тщательно выполненный эксперимент позволяет делать выводы о причинах и следствиях. Поэтому экспериментальный метод — алмаз, увенчивающий корону социально-психологического исследования.

Экспериментальный метод (experimental method) — метод, при котором исследователь случайным образом ставит участников в разные ситуации и обеспечивает идентичность условий, за исключением независимой переменной (той, которая, как предполагается, обусловливает реакцию).

Экспериментальный метод всегда включает пря мое вмешательство со стороны исследователя. Осто рожно изменяя только один аспект ситуации (на пример, размер группы), психолог может понять будет ли данный аспект причиной поведения (ска жем, помогут ли люди в трудной ситуации). Кажет ся просто? В действительности, нет. Прекратит! читать и задумайтесь на минуту, какой эксперимент вы могли бы поставить, чтобы протестировать ги потезу Латанэ и Дарли об эффектах размера группы. Даже минутное размышление покажет вам, чтс обязательно возникнут некоторые практические и этические трудности. Какого рода чрезвычайную ситуацию надо исследовать? В идеале (с научной точки зрения) это должен быть случай столь же правдоподобный, как и трагедия с Дженовезе. Соответственно, вы захотите разыграть ситуацию убийства, на которую могли бы обратить внимание прохожие. В одном случае вы могли бы инсценировать убийство так, чтобы его свидетелями были всего несколько человек; в другом вы можете так поставить эту сцену, что ее будут наблюдать много прохожих.

Очевидно, что если следовать этому сценарию, то мы столкнемся с некоторыми вопиющими этическими проблемами. Ни один ученый в здравом уме не будет организовывать сцену убийства для ничего не подозревающих прохожих. Но как мы можем создать реалистическую ситуацию, вызывающую достаточно сильные чувства, такую же, как случай с Дженовезе, но менее выводящую из душевного равновесия? Кроме того, как мы можем гарантировать, что каждый прохожий является свидетелем аналогичного случая, если мы можем повлиять только на переменные, эффект которых мы хотим проверить, — в данном случае, число сторонних наблюдателей?