Ситуативное обобщение

Исследования в социальной психологии критикуют за то, что они часто проводятся в искусственной ситуации и, соответственно, на их основе нельзя сделать выводы о реальной жизни. Чтобы справиться с этой проблемой, социальные психологи пытаются вывести как можно более общие результаты и приблизить исследования к реальности. Важно отметить, что есть разные способы сделать эксперимент реалистическим. Если исходить лишь из одного критерия — схожести событий в эксперименте с реальной жизнью, — то ясно, что многие эксперименты совершенно нереалистичны. Во многих экспериментах людей ставят в ситуации, которые встречаются очень редко или с которыми человек вообще никогда не столкнется в повседневной жизни, например ситуация с обсуждением личных проблем по системе двусторонней связи в эксперименте Латанэ и Дарли. Мы можем обозначить степень, в которой эксперимент напоминает повседневные жизненные ситуации, как обыденный реализм (mundane realism) эксперимента (Aronson & Carlsmith, 1968).

Обыденный реализм (mundane realism) — степень, в которой эксперимент напоминает ситуации, схожие с обычными жизненными ситуациями.

Еще более существенный вид реализма — психологический (psychological realism) — то есть степень схожести психологических процессов, спровоцированных экспериментом с психологическими процессами в повседневной жизни (Aronson, Wilson & Brewer, 1998). Несмотря на то что Латанэ и Дарли создали чрезвычайную ситуацию, отличающуюся от ситуаций в обычной жизни, напоминала ли она психологически события реальной жизни? Провоцировались ли те же самые психологические процессы? Действительно ли у участников эксперимента был тот же тип восприятия и мыслей и они принимали такого же типа решения и проявляли то же поведение, как и в повседневной ситуации? Если это так, то можно говорить о том, что это исследование отличается высокой степенью психологического реализма и его результаты можно обобщить для повседневной жизни.

Психологический реализм (psychological realism) — степень, в которой психологические процессы, спровоцированные экспериментом, напоминают психологические процессы в повседневной жизни; в эксперименте можно сохранять высокую степень психологического реализма, даже если в обыденном смысле эксперимент не реалистичен.

Чтобы придать исследованию психологический реализм, часто необходимо придумать для участников легенду (cover story) — описание ложной цели эксперимента, отличающейся от подлинной. Вы бы могли задать вопрос, почему Латанэ и Дарли рассказали будущим участникам, что цель эксперимента — изучить личные проблемы студентов. Конечно, было бы проще рассказать испытуемым, что цель эксперимента — посмотреть, как они отреагируют на чрезвычайную ситуацию. Тем не менее такое откровенное замечание безусловно снизило бы психологический реализм эксперимента и затруднило бы обобщение результатов для поведения человека в чрезвычайной ситуации в повседневной жизни. Психологический реализм повышается, если люди увлечены происходящим событием.

Легенда (cover story) — описание цели исследования участникам, отличающееся от его истинной цели; легенды используются для поддержания психологического реализма.

Кроме того, как мы уже обсуждали раньше, люди не всегда знают, почему они делают то, что делают, и что именно они предпримут, пока это событие не происходит на самом деле. Так, когда мы описываем экспериментальную ситуацию участникам и затем просим их отвечать, то мы получаем такую реакцию, какую и ожидали. Например, описав эксперимент с эпилептическим припадком нашим студентам, мы часто просим их предсказать, как бы они отреагировали, так же как мы спрашивали и раньше. Неизменно почти все наши студенты считали, что они бы помогли жертве, даже если бы уже знали, что в ситуации, когда группа состояла из шести и более человек, большинство людей не помогало. К сожалению, мы не можем зависеть от предсказаний людей о том, что они бы сделали в гипотетической ситуации; мы можем только узнать, что люди действительно сделают, когда мы создадим ситуацию, провоцирующую те же психологические процессы, что и в реальной жизни.