Воспроизведение

Предположим, исследовательница утверждает, что ее работа отличается высоким уровнем психологического реализма, что в этом эксперименте происходят такие же, как в повседневной жизни, психологические процессы и не имеет значения, что в нем участвуют только студенты-старшекурсники, поскольку данные процессы универсальны. Должны ли мы ей верить?

Не обязательно. Последний тест внешней валид-ности эксперимента — воспроизведение (replication) — проведение исследования снова, зачастую с различными участниками или в разных ситуациях. Думаем ли мы, что Латанэ и Дарли пришли именно к таким результатам, потому что участники их экспериментов знали, что это эксперимент, а не реальная ситуация? Тогда нам следует попытаться повторить их и создать ситуацию, отличную от эпилептического припадка. Кажется ли нам, что только жители Нью-Йорка не любят помогать другим? Тогда нам нужно попытаться воспроизвести этот эксперимент с жителями юга, калифорнийцами или немцами. Только сделав таким образом повторив эксперимент, мы можем быть уверены в том, насколько общими будут наши результаты.

Воспроизведение (replication) — повторение исследования, часто с представителями разных слоев населения или в разных ситуациях.

Зачастую, когда проводятся многочисленные исследования одной проблемы, результаты могут варьироваться. В некоторых исследованиях, например, может обнаружиться воздействие количества наблюдателей на оказание помощи, а в других — нет. Каков будет в этом случае их смысл? Действительно ли количество наблюдателей имеет значение или нет? К счастью, существует статистическая техника, так называемый мета-анализ (meta-analysis), которая оценивает результаты двух или более исследований, и с ее помощью можно проверить устойчивость воздействия независимой переменной. Ранее мы обсуждали уровень р, говорящий нам о вероятности того, получены ли результаты случайно или они обусловлены независимой переменной. Мета-анализ в основном приводит к тому же, но дает представление о результатах многих различных исследованиях в среднем. Если, скажем, независимая переменная имеет значение только в одном из 20 исследований, то мета-анализ покажет нам, что как раз это исследование и было исключением, и что в среднем независимая переменная не влияет на зависимую переменную. Если независимая переменная в большинстве исследований имеет эффект, то мета-анализ, скорее всего, подтвердит, что в среднем это влияние имеет место.

Мета-анализ (meta-analysis) — статистическая техника, оценивающая средний результат двух или более исследований, с помощью которой можно проверить эффект независимой переменной.

Буквально все результаты, обсуждаемые нами в этой книге, воспроизводились в разных ситуациях с разными категориями населения, таким образом продемонстрировав нам, что эти явления повсеместны, а не характерны лишь для лабораторных условий и старшекурсников колледжа. Так, Андерсон и Бушман (Anderson & Bushman, 1997) недавно сравнили лабораторные исследования причин агрессии с исследованиями, проводившимися в реальной жизни. Психологи обнаружили, что результаты этих двух типов исследований во многом сходятся, как? например, данные о том, что насилие в масс-медиа обусловливает агрессивное поведение. Сходным образом первоначальные исследования Латанэ и Дарли позже были воспроизведены в многочисленных работах других исследователей, которые выяснили, что большое число сторонних наблюдателей — помеха для оказания помощи в трудной ситуации, при этом не имеет значения, какими будут наблюдатели — дети, студенты колледжа или будущие священники (Darley & Batson, 1973; Latane & Nida, 1981). Также не имеет значения, где возникает такая ситуация — в маленьком городке или в крупном городе (Latane & Dabbs, 1975); в различной обстановке — например, в психологической лаборатории, на улице или в метро (Harrison & Wells, 1991; Latane & Darley, 1970; Piliavin, Davidio, Gaertner & Clark, 1981; Piliavin & Piliavin, 1972); те же результаты были получены для самых различных условий — при эпилептическом припадке, при пожаре, во время драк и несчастных случаев (Latane & Darley, 1968; Shotland & Straw, 1976; Staub, 1974) или для менее серьезных происшествий, как, напри-

Некоторые психологические процессы являются общими для всех людей, а другие проходят иначе у людей разного возраста, пола, представителей разных культур. Чтобы проверить, можно ли обобщить результаты эксперимента для других групп людей, исследование надо воспроизвести с представителями разных групп и слоев. мер, спущенная шина (Hurley & Allen, 1974). Многие из повторных экспериментов проводились в ситуации реальной жизни (например, в поезде метро), где люди не могли знать о том, что проводится эксперимент. Мы часто будем ссылаться на воспроизведение результатов экспериментов, обсуждаемых в этой книге.