Кросс-культурное исследование

Как отмечалось в главе 1, экспериментальная социальная психология развивалась первоначально как исключительно американская дисциплина; таким образом, с одной стороны, обобщение результатов большинства исследований ограничиваются США и участниками-американцами. Тем не менее в других культурах все больше и больше проводится социально-психологических экспериментов, и эта деятельность обогащает наше понимание внешней валидности многих данных. У кросс-культурного исследования есть две главные цели. Первая состоит в том, чтобы попытаться продемонстрировать, что отдельный психологический процесс или закон применим ко всем людям. Этот тип исследований подчеркивает общее между нами как человеческими существами, независимо от нашего воспитания и культуры. Например, Чарльз Дарвин (1872) считал, что существуют основные эмоции (например, гнев, счастье), которые выражаются определенным образом и понимаются во всем мире. Хотя разгорелся живой спор о том, был ли Дарвин прав (Russell, 1994), многочисленные последующие исследования показали, что люди в различных культурах выражают эмоции на своих лицах тождественным образом, что относится даже к отдаленным культурам, не связанным с остальным миром (Ekman, 1994; Izard, 1994, 1994; Ekman & Friesen, 1971). Еще один пример — воздействие наблюдателей на поведение, связанное с оказанием помощи, засвидетельствовано по крайней мере еще в одной стране, кроме США (Israel; Schwartz & Gottlieb, 1976).

Очевидно, что различие в воспитании и культуре накладывает на нашу жизнь свой отпечаток. Вторая цель кросс-культурного исследования — найти различия между нами и проверить, как культура влияет на основные психологические процессы (Fiske, Markus, Kitayama & Nisbett, 1998; Mogha-ddam, Taylor & Wright, 1993). Результаты некоторых исследований в социальной психологии зависят от культуры, и это читатель увидит во многих главах нашей книги. В главе 5, например, описаны культурные различия в том, как люди характеризуют самих себя. Во многих западных культурах подчеркивается индивидуализм и независимость, в то время как в культурах в Азии, наоборот, делается акцент на взаимозависимости и коллективизме (Markus & Kitayama, 1991, 1994; Triandis, 1989). В главе 12 мы увидим, что культурное воспитание и экономическое положение оказывает интересное влияние на человеческую агрессивность (Cohen, Nisbett, Bowdle & Schwarz, 1996; Nisbett, 1993; Nisbett & Cohen, 1996).

У нас нет возможности подробно рассказать о том, как проводится кросс-культурное исследование (см.: Leung & Vijver, 1996). Достаточно отметить, что нужно не только совершить путешествие из одной культуры в другую, перевести материалы на местный язык и воспроизвести там эксперимент. Исследователи должны соблюдать большую осторожность, чтобы не навязывать свои собственные взгляды и дефиниции, усвоенные из своей культуры другой культуре, с которой они не знакомы. Им также нужно быть уверенными в том, что независимые и зависимые переменные в разных культурах воспринимаются одинаково (Bond, 1988; Lonner & Berry, 1986).

Предположим, например, что вы захотели воспроизвести эксперимент Латанэ и Дарли с припадком (1968) в стране с другой культурой. Обсуждение жизни в колледже, записанное психологами на пленку, было характерно для жизни студентов Нью-Йорка в 1960-х годах и его нельзя использовать нигде больше. А как насчет более тонких аспектов исследования, например отношения людей к человеку, с которым случился припадок? Представители разных культур по-разному определяют, принадлежит ли человек к их социальной группе, и этот фактор может стать детерминирующим — он будет определять, как другие люди относятся к этому человеку (Gudy-kunst, 1988; Triandis, 1989). Если люди в одной культуре считают жертву членом своей социальной группы, в то время как людям в другой культуре кажется, что жертва принадлежит к соперничающей социальной группе, то результаты эксперимента в этих двух культурах будут существенно отличаться — не из-за того, что психологические процессы при оказании помощи отличаются, а потому что люди по-разному интерпретируют ситуацию. Может быть довольно трудно провести исследование, которое одинаково интерпретируется в различных культурах. Большинство исследователей, занимающихся кросс-культурными разработками, уделяют много внимания этим вопросам, и, по мере того как растет число детальных кросс-культурных исследований, у нас появляется возможность объяснить, какие социально-психологические процессы универсальны, а какие связаны с культурой.