Этические проблемы

Последним по порядку, но не по значению, является очень важный вопрос — этические проблемы, возникающие в ходе проведения социально-психологических исследований. Пытаясь создать реалистические ситуации в эксперименте, психологи зачастую сталкиваются с этическими дилеммами. С одной стороны, по очевидным научным причинам мы хотим, чтобы наши эксперименты как можно больше напоминали реальный мир и были бы как можно более логичными и хорошо контролируемыми. С другой стороны, мы не хотим причинять нашим испытуемым ненужный и необязательный стресс, дискомфорт или неприятные ощущения.

Эти две цели часто вступают в противоречие, когда психолог организует и проводит эксперимент.

Исследователей также беспокоит здоровье и благополучие людей, участвующих в экспериментах. Психологи постоянно открывают новую важную информацию о социальном поведении человека — о предрассудках, конформизме, агрессии, подчинении власти и так далее. Очень вероятно, что многие из этих открытий по самой своей природе вызовут дискомфорт у участников эксперимента. Таким образом, для хорошей науки требуется то, что противоречит этике. Эту дилемму нельзя разрешить, деЛая благочестивые заявления о том, что никакой участник никогда не испытывает никакого дискомфорта в эксперименте, или утверждая, что в науке все справедливо, и вслепую двигаться вперед. Очевидно, нужна какая-то золотая середина.

Согласие на основе полной информации (informed consent) — процедура, при которой характер эксперимента объясняется участникам до его начала и получено их согласие на участие в эксперименте.

Дилемма была бы менее проблематичной, если бы исследователи могли получить у людей согласие на основе полной информации (informed consent) до того, как те примут участие в эксперименте. Согласие на основе полной информации — это процедура, при которой исследователь объясняет участникам характер эксперимента еще до того, как он начнется, и просит их согласия на участие. Если экспериментатор полностью описывает участникам характер предстоящего эксперимента и спрашивает, желают ли они в нем участвовать, тогда этическая проблема разрешена. Во многих экспериментах по социальной психологии этот тип описания вполне осуществим и, соответственно, применяется исследователями. В экспериментах другого рода это, однако, невозможно. Предположим, Латанэ и Дарли скажут участникам своего эксперимента, что они собираются инсценировать эпилептический припадок и что это будет не настоящая чрезвычайная ситуация. Как мы видели раньше, подобная процедура резко понизит валидность результатов. В эксперименте такого рода существенно, чтобы участник думал о событиях, как будто они — реальны; это называется обманный эксперимент. Обман (deception) в социально-психологическом исследовании состоит в том, что участников эксперимента вводят в заблуждение относительно настоящей цели исследования или событий, обнаруживающихся в процессе их проведения. (Важно отметить, что отнюдь не все исследования в социальной психологии включают обман.)

Обман (deception) — процедура, при которой участников вводят в заблуждение относительно истинной цели исследования или событий, происходящих во время эксперимента.

С течением времени был разработан ряд принципов, касающихся этих дилемм и этики эксперимента, — они обеспечивали соблюдение безопасности и достоинства участников. Например, Американская психологическая ассоциация опубликовала список этических принципов, которые должны лежать в основе всех исследований в психологии; эти этические принципы суммированы нами в табл. 2.3. Кроме того, все исследования, которые проводят психологи, должен рассматривать наблюдательный совет института или комиссия по этике. Любой аспект экспериментальной процедуры, который, как покажется комитету, вызовет стресс или расстроит участников, следует изменить или убрать до проведения исследования. Когда применяется обман, то обязательно должно быть проведено интервью после эксперимента, которое называется отчетной сессией, оно имеет важное значение и обязательно проводится.

Отчет (debriefing) — процесс объяснения участникам в конце эксперимента цели исследования и всего, что происходило.

Отчет (debriefing) после эксперимента — это процесс объяснения участникам в конце эксперимента его цели и обнаруженных явлений. Если кто-либо из участников испытывал дискомфорт, исследователи должны попытаться снять это ощущение или облегчить его. Наконец, отчет дает возможность проинформировать участников о целях и задачах исследования, тем самым выполняя важную педагогическую функцию. Самые лучшие исследователи подробно расспрашивают участников и слушают, что они им скажут, независимо от того, использовался ли обман в эксперименте или нет. (Детальное описание того, как надо проводить отчеты, есть в работе: Aronson, Ellsworth, Carlsmith & Gonzales, 1990.)

Процедуры, защищающие участников в психологическом исследовании (Адаптировано из: Ethical principles of psychologists in the conduct of research, American Psychological Association, 1992)