Этические принципы психологов

Этические принципы психологов при проведении исследований
  1. Психологи должны делать все возможное, чтобы не причинять вреда участникам исследований.
  2. При планировании исследования психологи должны оценивать его этическую приемлемость. Поскольку отдельные исследователи не могут объективно оценивать этическую приемлемость своих исследований, им нужны советы по этическим вопросам со стороны других людей, в том числе им требуются консультации наблюдательного совета организации (наблюдательный совет организации — группа, куда входят ученые и представители общественности, оценивающие, действительно ли риск для участников эксперимента перевешивает потенциальную пользу исследования).
  3. Исследователь должен как можно подробнее описать процедуру эксперимента испытуемым, прежде чем они примут участие в эксперименте, и получить у них согласие на основе полной информации, подтверждающее, что они готовы принять участие в эксперименте так как он был им описан.
  4. Обман может использоваться, только если нет других практически осуществимых средств проверить гипотезу и только если институциональный научный совет постановляет, что эксперимент не подвергает участников ненужному риску. После исследования участники должны получить полное описание и объяснение всех процедур во время интервью после эксперимента — краткого отчета.
  5. Все участники должны быть проинформированы, что они в любой момент могут свободно выйти . из эксперимента.
  6. Вся инсрормация, полученная от отдельных участников, должна быть строго конфиденциальной, если только участники не дают согласие сделать эту информацию общедоступной.

В нашем эксперименте буквально все участники понимают и видят необходимость обмана, поскольку во время сессии отчетов после экспериментов участникам объясняют цели исследований и то, почему нельзя было использовать альтернативные процедуры. Некоторые исследователи сделали еще один шаг вперед и оценили воздействие на людей их участия в экспериментах, где применялся обман (Christensen, 1988; Finney, 1987; Gerdes, 1979). Эти исследования последовательно обнаружили, что люди не противятся легкому дискомфорту и обману, как правило присущим социально-психологическим исследованиям. Фактически, некоторые исследователи обнаружили, что большинство людей, участвовавших в экспериментах с обманом, говорили о том, что они узнали больше и больше получили удовольствия от экспериментов, чем участники, принимавшие участие в эксперименте, где обман не использовался (Smith & Richardson, 1983). Например, Латанэ и Дарли (Latane & Darley, 1970) отмечали, что во время их отчетов после эксперимента участники утверждали, что обман был необходим и что они хотели бы участвовать в аналогичных исследованиях в будущем — даже несмотря на то, что они пережили некоторый стресс и дискомфорт во время эксперимента.

Мы не хотим сказать, что любой обман полезен. Тем не менее, если используется небольшая доля обмана во время эксперимента и после него обман обсуждается с участниками и объясняется, почему он был необходим, то в этом случае, как показывает опыт, люди не будут негативно настроены по отношению к эксперименту.