Выводы

Цель социальной психологии — найти научные ответы на вопросы о социальном поведении. Основной методический арсенал включает в себя наблюдение, корреляционный и экспериментальный методы. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки и каждый наиболее удобен для решения определенных вопросов. Каждый метод заставляет исследователя выдвигать различные предположения о его результатах.

Метод наблюдения (observational method) главным образом выполняет описательную функцию; он позволяет исследователю наблюдать и описывать социальный феномен. Этнография (ethnography) представляет собой метод наблюдения, при котором исследователь пытается понять группу или культуру путем наблюдения ее изнутри, исключив все посторонние предвзятые суждения, которые у них могут быть. Нередко при этом применяется метод включенного наблюдения (participant observation), в рамках которого исследователь взаимодействует с наблюдаемыми людьми. С помощью других техник наблюдения пытаются проверять определенные гипотезы, объективность наблюдений исследователя проверяется через надежность взаимного суждения (interjudge reliability). В архивном анализе (archival analysis) исследователь изучает собранные документы или архивы культуры.

Корреляционный метод (correlational method) позволяет исследователю определить связь двух или более переменных — то есть, можно ли предсказать одну переменную, зная другую. Коэффициент корреляции (correlational coefficient) — это статистическая величина, показывающая, насколько значение одной переменной можно предсказать, зная значение другой. Корреляции подсчитываются из данных опросов, использующих случайную выборку (random selection) из большей по своей численности популяции. Это гарантирует, что ответы данной выборки репрезентативны для всей популяции. Основной недостаток корреляционного метода заключается в том, что он не определяет причинности. Невозможно определить, зная корреляцию, является ли А причиной Б, Б причиной А или и А и Б обусловливают другие переменные.

По этой причине наиболее предпочтителен в социальной психологии экспериментальный метод (experimental method); он единственный позволяет исследователю делать выводы о причинах событий и явлений. Эксперименты можно проводить в лаборатории или в полевых условиях; полевые эксперименты (field experiments) — это исследования, которые проводятся в естественной обстановке. В экспериментах исследователи варьируют уровень независимой переменной (independent variable), который, как предполагается, обусловливает поведение. Зависимая переменная (dependent variable) — это измеряемая переменная, на которую влияет или которую обусловливает независимая переменная. Исследователь обеспечивает, чтобы с участниками обходились одинаково, за исключением независимой переменной, и они отбирались случайным образом для экспериментальных ситуаций. Случайная выборка для ситуации (random assignment to condition) это показатель правильной организации эксперимента, он сводит к минимуму возможность того, что различные типы людей будут по-разному распределены в ситуациях. Вычисляется уровень вероятности (величина р) (probability level (р-value)), говорящий исследователю о том, насколько вероятно, что результаты обусловлены случайностью или независимой переменной.

Эксперименты организуются так, чтобы внутренняя валидность (internal validity) была насколько возможно выше (то есть создаются такие условия, что только независимые переменные влияют на результаты) и чтобы была также максимальной и внешняя валидность (external validity) (создаются условия, чтобы результаты можно было обобщить для всех людей и ситуаций). Обыденный реализм (mundane realism) отражает степень, в которой условия эксперимента напоминают ситуацию реальной жизни. Психологический реализм (psychological realism) отражает степень, в которой эксперимент включает психологические реакции, подобные тем, которые встречаются в реальной жизни. Лучше всего внешняя валидность проверяется при воспроизведении (replication) — повторении эксперимента в различных ситуациях с различными людьми и когда исследователи проверяют, оказываются ли результаты теми же самыми. Статистическая техника под названием мета-анализ (meta analysis) позволяет исследователям проверить, насколько устойчиво проявляются эффекты независимых переменных в повторных экспериментах.

Исследователи занимаются теоретическими (basic research) и прикладными разработками (applied research). Хотя граница между ними часто стирается, теоретическое исследование направлено на то, чтобы понять социальное поведение человека, не пытаясь разрешить отдельные проблемы, а прикладное исследование, наоборот, направлено на разрешение конкретной проблемы и зачастую приводит к проведению определенной социальной политики. Наконец, наибольшее беспокойство в социально-психологическом исследовании занимает этическая сторона дела. Тщательно соблюдаются принципы Американской психологической ассоциации, они включают такие процедуры, как получение согласия на основе полной информации (informed consent), способность выйти из эксперимента в любое время, гарантированная анонимность и конфиденциальность и отчет (debriefing) после эксперимента, в особенности если применялся обман (deception) (в том числе и легенда (cover story), рассказывающая о предполагаемой цели исследования, зависимой или независимой переменной).