Автоматическое мышление

Вспомните момент, когда вы находились в незнакомой ситуации, подобно вашему первому дню в колледже или университете. Представьте, что каждый раз, как вы сталкиваетесь с чем-то новым, вы должны остановиться и обдумать это медленно и тщательно, как роденовский «Мыслитель». Когда вы знакомитесь с вашими соседями по комнате, вы должны освободить себя на пятнадцать минут, пока вы анализируете то, что узнали, и то, насколько они вам нравятся. Во время первого похода в столовую, вам потребуется еще минут десять для того, чтобы проанализировать каждый пункт меню, размышляя о том, что это и хотите ли вы это есть. Звучит утомительно, не так ли? Вместо этого, как правило, случается так, что вы встречаете соседей по комнате и довольно быстро формируете впечатления про них, без всяких попыток взять листок бумаги, записать свои мысли и проанализировать плюсы и минусы. И вы сразу же знаете, что надо избегать загадочного мяса под непонятным соусом, и идете за спагетти.

Вы понимали это из-за включения автоматического анализа ваших соседей и пищи в столовой, основанного на вашем прошлом жизненном опыте и знаниях о мире. Автоматическое мышление можно определить как мышление, неосознанное, непреднамеренное, непроизвольное и не требующее усилий. Хотя различные виды автоматического мышления могут соответствовать этим критериям в разной степени (Bargh, 1989, 1994, 1996; Wegner & Bargh, 1998), для наших целей можно принять автоматичность как мышление, удовлетворяющее всем или большинству из этих критериев.

Автоматическое мышление — неосознаваемое, непреднамеренное, непроизвольное и не требующее усилий мышление.

Люди как повседневные теоретики: автоматическое мышление на основе схем

Первое упрощение, которое мы рассмотрим, — это использование теорий, описывающих характерные особенности людей и объектов. Ученые разрабатывают множество теорий и гипотез, касающихся предмета их исследований, будь то поведение субатомных частиц или показания свидетелей какого-то чрезвычайного происшествия. Все мы в своей повседневной жизни также создаем теории, которые помогают нам понять себя и социальный мир. Эти теории, называемые схемами (schemas), представляют собой ментальные структуры, используемые людьми для организации своих знаний о тех или иных проблемах или явлениях, влияющие на информацию, которую люди отмечают, обдумывают и запоминают (Bartlett, 1932; Markus, 1977; Taylor & Crocker, 1981). Когда мы встречаемся с людьми, такими как сосед по комнате, на первый раз мы делаем быстрые предположения относительно того, с человеком какого типа столкнулись, используя схемы, ментальные структуры, позволяющие нам распределять людей по категориям (например, «школьник», «интеллектуал», «фанат рэп-музыки»).

Схемы (schemas) — ментальные структуры, которые люди используют для организации своих знаний о социальном мире, охватывающем различные явления или субъектов; схемы влияют на то, какую информацию мы отмечаем, обдумываем и запоминаем.

Схема — весьма широкое понятие, оно охватывает наши предположения и познания относительно множества вещей — других людей, нас самих, социальных ролей (т. е. что собой представляют библиотекарь или инженер), определенных событий (т. е. что обычно происходит во время посещения ресторана). В каждом случае наши схемы содержат основные знания и впечатления. К примеру, наша схема, касающаяся членов братства «Зверинец» (Animal House), может быть следующей: это крикливые, развязные любители вечеринок, склонные напиваться до бесчувствия. Когда схемы применяются по отношению к социальным группам, таким как пол, раса или братство, они обычно называются стереотипами. Подробнее мы обсудим стереотипы в главе 13. В этой главе нам следует запомнить, что стереотипы, такие как предположения и мнения служащих полиции об Амаду Диалло, основанные на его расе, являются частным случаем феномена более общего характера, структурирования людьми мира в схемах (Kunda, 1999).