Реализация наших схем: самореализующееся пророчество

Мы увидели, что когда люди знакомятся с новыми фактами или отбрасывают старые факты как ложные, они, как правило, не пересматривают свои схемы в такой степени, как можно было бы ожидать. Однако люди не всегда лишь пассивно воспринимают информацию — они часто действуют в соответствии со своими схемами и, делая это, могут либо еще больше полагаться на свои схемы, либо разочаровываться в них. Фактически люди могут непреднамеренно способствовать реализации своих схем посредством своего отношения к людям. Это называют самореализующимся пророчеством, которое имеет место тогда, когда люди имеют определенные ожидания в отношении другого человека, которые влияют на то, как они ведут себя с этим человеком, что, в свою очередь, заставляет последнего действовать в соответствии с первоначальными ожиданиями людей — тем самым способствуя реализации этих ожиданий. Рисунок 3.5 иллюстрирует этот порочный, нескончаемый цикл самореализующегося пророчества.

Самореализующееся пророчество (self-fulfilling prophecy) — случай, когда люди а) имеют ожидания в отношении другого человека, которые б) влияют на то, как они ведут себя с этим человеком, что в) заставляет последнего действовать в соответствии с) первоначальными ожиданиями людей.

Самореализующиеся пророчества могут повлечь за собой ряд неприятных последствий. Рассмотрим следующие факты. В США в начальных школах девочки превосходят мальчиков в стандартизованных тестах по чтению, письму, общественным наукам и математике. Однако к середине периода обучения в школе девочки начинают отставать, и в старших классах мальчики показывают лучшие результаты, чем девочки, в большинстве видов стандартизованных тестов (Hedges & Nowell, 1995; Stumpf & Stanley, 1998). В Отборочном тесте способностей (Scholastic Aptitude Test, SAT), используемом многими колледжами при наборе студентов, юноши набирают в среднем на 50 баллов больше, чем девушки, в математических заданиях, и на 10 баллов больше в гуманитарных (Sadker & Sadker, 1994). Хотя некоторые доказывают, что мозг мужчины и женщины обрабатывает информацию по-разному (Geary, 1996; Kimura, 1987; Witelson, 1992), маловероятно, что различия в академической успеваемости можно объяснить лишь подобными биологическими отличиями (Bonora & Huteau, 1991; Chipman, 1996; Emanuelson & Fischbein, 1986; Feingold, 1996; Ghise-lin, 1996; Hyde, 1997).

Почему же успеваемость девушек хуже, чем юношей? Рассмотрим следующие аспекты этой проблемы. Если вы спросите учителей, кто из их нынешних учеников наиболее одарен или кто из их воспитанников показывал в прошлом наиболее высокие результаты, обнаружится любопытная вещь: большинство учеников, которых они упомянут, будут юношами. Многие учителя, пусть даже они сами женщины, считают, что юноши более сообразительны и скорее добьются успехов в учебе, чем девушки (Jussim & Eccles, 1992). Родители придерживаются аналогичных взглядов в отношении способностей своих детей, а подростки — в отношении собственных способностей (Parsons, Kaczala & Меесе, 1982; Yee & Eccles, 1988).