Пророчество — это наиболее непростительный вид ошибки

Пророчество — это наиболее непростительный вид ошибки.

Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс Кросс), 1871

Может быть, девушки успевают хуже в силу самореализующегося пророчества? Не относятся ли учителя и родители к юношам и девушкам по-разному, в результате чего их ожидания в отношении пола и академической успеваемости начинают оправдываться? Во-первых, давайте внесем полную ясность: никто не хочет сказать, что учителя или родители сознательно относятся к девушкам таким образом, что их действия негативно отражаются на успеваемости последних. Однако схемы обладают огромной силой, и может статься, что учителя и родители непреднамеренно ведут себя так, что их ожидания в отношении девушек начинают сбываться.

Вот пример, приведенный Майрой и Дэвидом Сэдкерами (Sadker & Sadker, 1994), которые потратили не один год, наблюдая за тем, как учителя относятся к мальчикам и девочкам. Учительница пятого класса объясняет своим ученикам трудную задачу и просит одну из девочек подержать учебник математики, с тем чтобы все могли увидеть задачу. Далее она делает нечто любопытное: она поворачивается спиной к девочкам (которые сидят справа от нее) и начинает объяснять задачу мальчикам (которые сидят слева). Хотя время от времени она поворачивается в сторону девочек, чтобы прочитать пример из учебника, но буквально все свое внимание она адресует мальчикам, так что девочки могут видеть только ее затылок. «Девочка, державшая учебник, стала демонстрационным стендом, — замечают Сэдкеры. — Учительница невольно превратила девочек в зрительниц, наблюдавших за действиями мальчиков» (1994, р. 3). Сэдкеры приводят множество подобных случаев, когда учителя относились к мальчикам более благосклонно, чем к девочкам.

Подобные примеры, несмотря на свою примечательность, конечно, не служат доказательством того, что в наших школах действует правило о самореализующихся пророчествах. Необходимо проводить исследования, в которых ожидания учителя контролируются экспериментальным путем. Роберт Розенталь и Линор Джэкобсон (Rosenthal & Jacobson, 1968) проделали подобный эксперимент в начальной школе в ходе одного из наиболее известных исследований в области социальной психологии. Они провели тест IQ (умственных способностей) со всеми учащимися школы и сообщили учителям, что некоторые из учеников показали настолько хорошие результаты, что они наверняка проявят себе с лучшей стороны в наступающем учебном году. В действительности все обстояло несколько иначе: ученики, идентифицированные как подающие надежды, выбирались исследователями случайным образом. Как мы говорили в главе 2, использование метода случайного присваивания (random assignment) означает, что в среднем ученики, охарактеризованные как подающие надежды, были не способнее и не перспективнее, чем другие дети. Единственное отличие этих учеников от их сверстников заключалось в том, что о тех и других думали учителя (ни ученикам, ни их родителям о результатах теста ничего не сообщалось).

Настроив учителей на то, что некоторые из детей продемонстрируют исключительные способности, Розенталь и Джэкобсон стали ждать, что же произойдет далее. Периодически в течение года они проводили наблюдения за динамикой успеваемости учеников, а в конце года проверили всех детей с помощью теста IQ. Сбылось ли пророчество? Оно действительно сбылось: ученики во всех классах, охарактеризованные как подающие надежды, показали в тесте значительно более высокие результаты, чем остальные школьники (рис. 3.6). Ожидания учителей стали реальностью. Впоследствии выводы Розен-таля и Джэкобсона были подтверждены в ряде как экспериментальных, так й корреляционных исследований (Babad, 1993; Blanck, 1993; Bratesani, Weinstein & Marshall, 1984; Jussim, 1989, 1991; Madon, Jussim & Eccles, 1997; Smith, Jussim, & Eccles, 1999).

Самореализующиеся пророчества не ограничиваются отношением учителей к ученикам. У каждого из нас имеются всевозможные схемы в отношении других людей, и всякий раз, когда мы следуем в своих действиях этим схемам таким образом, что схема начинает себя оправдывать, результатом становится самореализующееся пророчество (Darley & Fazio, 1980). Случаи самореализующихся пророчеств выявляют среди самых разных групп населения, имеющих самые разные ожидания; сюда можно включить схемы студентов колледжей в отношении потенциальных приятелей или подруг, схемы матерей в отношении способностей своих малышей, ожидания начальников в отношении результатов работы своих подчиненных, ожидания судей в отношении вины подозреваемого и ожидания врачей в отношении здоровья их пациентов (Blanck, 1993; Downey, Freitas, Michaelis, & Khouri, 1998; Eden & Zuk, 1995; Friedman, 1993; King, 1971; McNatt, 2000; Snyder & Swann, 1978; Stern & Hildebrandt, 1986).

Важно отметить, что учителя вовсе не принимали бессердечного решения посвятить свое ограниченное время и ресурсы только ученикам, подающим надежды. Большинство учителей необычайно увлечены своим делом и ужаснулись бы, узнав, что они относятся к некоторым ученикам с большим участием, чем к другим. Любопытно, что учителя в исследовании Розенталя и Джэкобсона сообщили, что они тратили чуть меньшее время на учеников, признанных подающими надежды. Однако в последующих исследованиях было установлено, что учителя относились к подающим надежды ученикам иначе в четырех основных аспектах: а) они создавали для этих учеников более теплый эмоциональный климат, уделяя им больше личного внимания и оказывая им большую поддержку; б) они давали им больше учебных материалов и трудных заданий; в) подающие надежды чаще получали от них более качественную обратную связь, касающуюся их работы; и г) учителя предоставляли подающим надежды больше возможностей работать на уроке, позволяя им отвечать в течение более длительного времени (Brophy, 1983; Jussim, 1986; Rosenthal, 1994; Snyder, 1984).