Самореализующиеся пророчества

Множество других исследований подтвердили вывод, что самореализующиеся пророчества — это не результат сознательной попытки людей упрочить свои схемы; скорее, все происходит непреднамеренно и неосознанно. Даже когда люди пытаются относиться к окружающим беспристрастно и непредубежденно, их ожидания могут давать о себе знать и накладывать отпечаток на их поведение, которое, в свою очередь, изменяет поведение человека, с которым они взаимодействуют (Darley & Gross, 1983). Фактически, когда внимание людей рассеяно и они не могут сосредоточиться на индивидуальных особенностях окружающих, еще больше возрастает вероятность того, что они будут вести себя в соответствии со своими ожиданиями. Моника Хэррис и Ребекка Перкинс (Harris & Perkins, 1995) обнаружили, что пророчество сбывалось чаще, когда людей отвлекали, заставляя их запоминать 8-значные числа, чем в том случае, когда их не тревожили. Можно предположить, что отвлекаемым участникам эксперимента было сложнее отнестись к человеку как к индивидуальности и легче положиться на свои ожидания в отношении людей.

Вспомним учительницу, которая во время урока математики уделяла больше внимания мальчикам, чем девочкам. Интересно отметить, что ее действия, с ее ведома и согласия, записывались на видеопленку для последующего включения в телепрограмму компании NBC Dateline («Выходные данные»), посвященную проявлениям сексизма в школах. Можно предположить, что она прилагала все усилия к тому, чтобы отнестись к девочкам в точности так же, как к мальчикам. Тем не менее ей это не удалось, что говорит о том, насколько может быть трудно заметить, что мы ведем себя в соответствии со своими ожиданиями.

Исследования самореализующихся пророчеств приводят к следующему тревожному выводу: наши схемы с трудом поддаются изменениям, поскольку мы находим множество ложных фактов, которые подтверждают эти схемы. Предположим, у учителя имеется схема, согласно которой мальчики обладают врожденной способностью, обусловливающей их превосходство над девочками в математике. «Но мистер Джонс, — можем сказать мы, — почему вы пришли к подобному выводу? Есть множество девочек, которые прекрасно успевают по математике». Вероятно, нам не удастся переубедить мистера Джонса, так как у него имеются данные, подтверждающие его схему. «В моем классе на протяжении многих лет, — может заметить он, - среди учеников, имевших отличные оценки по математике, мальчиков было почти в три раза больше, чем девочек». Его ошибка заключается не в том, как он характеризует факты, а в его неспособности увидеть свою роль в появлении этих фактов. Роберт Мертон называет этот процесс «господством ошибки» (reign of error), благодаря которой люди могут «использовать действительную цепочку событий как доказательство того, что [они были] правы с самого начала» (Merton, 1948, р. 195). Из раздела «Проверь себя!» вы можете узнать, как не дать сбыться собственным пророчествам.