Ментальные приемы и упрощения

Каким образом вы определяли, в какой колледж будете поступать? Одним из приемов (strategies) мог быть следующий: узнать все о каждом из более чем 2000 колледжей и университетов США. Вы могли прочитать от корки до корки все каталоги, посетить все кампусы и побеседовать с как можно большим числом преподавателей, деканов и студентов. Еще не устали? Разумеется, подобная стратегия потребовала бы непомерного количества времени и денег. Вместо того чтобы знакомиться с каждым колледжем и университетом, большинство выпускников средних школ ограничивают свою выборку небольшим числом учебных заведений и собирают о них всю возможную информацию.

Этот пример подобен множеству решений и суждений, которые мы делаем в своей повседневной жизни. Решая, какую работу выбрать, какой автомобиль купить или на ком жениться, мы обычно не проводим тщательного исследования всех вариантов («О'кей, мне пора жениться: пожалуй, я воспользуюсь данными последней переписи, чтобы посмотреть, кто из взрослых женщин нашего города не состоит в браке, и завтра же начну беседовать с ними»). Вместо этого мы пользуемся ментальными приемами и упрощениями, которые облегчают принятие решений, позволяя нам жить дальше, не превращая каждое решение в крупный исследовательский проект. Подобные упрощения не всегда приводят к наилучшим решениям. К примеру, если бы вы не пожалели сил на то, чтобы изучить все 2000 колледжей США, то, возможно, нашли бы такой, который бы понравился вам больше, нежели тот, в котором вы сейчас учитесь. Однако ментальные упрощения очень эффективны и обычно способствуют хорошим решениям, принимаемым в течение разумного периода времени (Gigerenzer & Goldstein, 1996; Griffin, Gonzalez, & Varey, in press; Nisbett & Ross, 1980).

Какие же упрощения используют люди? Одно из них, как мы уже увидели, — воспользоваться схемами, чтобы осмыслить новые ситуации. Вместо того чтобы начинать с нуля в том случае, когда нам требуется изучить новые варианты, мы часто прибегаем к нашим прошлым знаниям и схемам. У нас имеется множество подобных схем, охватывающих буквально все: от колледжей и университетов (например, что представляют собой колледжи, входящие в «Лигу плюща», и крупные университеты Среднего Запада) до окружающих людей (например, представления учителей о способностях мальчиков и девочек). Однако может оказаться, что при вынесении определенных суждений и принятии некоторых решений у нас не будет под рукой готовой схемы. Или бывают случаи, когда имеется слишком много схем, которыми можно воспользоваться, и неясно, какую предпочесть. Как же нам поступить?

В подобных случаях люди часто используют ментальные упрощения, называемые эвристикой рассуждений (judgmental heuristics). Слово «эвристика» происходит от греческого глагола «находить»; в сфере социального познания под эвристикой понимают ментальные упрощения, используемые людьми для быстрого и эффективного вынесения суждений. Прежде чем говорить об этих эвристических приемах, мы должны заметить, что они не являются гарантией того, что люди сделают верные умозаключения в отношении мира. Иногда эвристические приемы не соответствуют работе, которую нужно проделать, или неправильно используются, и это приводит к ошибочным суждениям. Фактически, большая часть исследований в области социального познания сосредоточена вокруг именно таких ошибок в рассуждениях; в этой главе мы укажем на многие подобные заблуждения, аналогичные случаю с учителями, которые ошибочно полагали, что мальчики отличаются большей сообразительностью, чем девочки. Однако при обсуждении ментальных приемов, которые иногда приводят к ошибкам, важно помнить, что люди прибегают к эвристике неспроста: большую часть времени она высокофункциональна и исправно нам служит.

Эвристика рассуждений (judgmental heuristics) — ментальные упрощения, используемые людьми для быстрого и эффективного вынесения суждений.