Управляемое мышление

Не так давно Ричард Уилкинс, юрист из Вашингтона, возвращавшийся с похорон своего деда в Мэриленде, был остановлен постовым, пожелавшим обыскать его машину. Уилкинс отказывался, но постовой все равно спустил с поводка ищейку, вынюхивающую наркотики. Пока Уилкинс и его семья беспомощно сидели в машине, собака обнюхивала снаружи всю машину, даже ветровое стекло и задние фары. Собака ничего не нашла. «Мы были совершенно унижены», — сказал Уилкинс («Driving while Black», 1999). Уилкинс, афроамериканец, мог стать жертвой расового профилирования (racial profiling), применяя которое полисмены нацеливаются останавливать пешеходов, авиапассажиров и автомобилистов на основе их расовой принадлежности.

Есть некоторые сходства между трагедией Амаду Диалло, которую мы обсуждали в начале главы, и столкновением Уилкинса с полицией. Оба — ни в чем не повинные чернокожие, на которых могло пасть подозрение в криминале на основе их расы. Вместе с тем, однако, есть и совершенно различные аспекты. В случае Диалло у полицейских было очень мало времени на реакцию — секунды или даже меньше, и они не могли задумчиво порассуждать о том, что же это такое он достает. Более чем вероятно, что полицейскими управляло автоматическое мышление. В случае Уилкинса у постового было предостаточно времени, чтобы решить, задерживать ли его. По всей видимости, решение полицейского было вполне осознанным. В самом деле, есть доказательства, что в некоторых полицейских участках США поощряют избирательные остановки чернокожих и латиноамериканских автомобилистов, подтверждая тем самым, что расовое профилирование — это осознанное решение этих полицейских участков, а не результат автоматического мышления (Drummond, 1999).

Расовые предрассудки, таким образом, могут проявляться в двух различных формах, как результат автоматического мышления или как результат осознанного мышления, — вопрос, который будет в деталях обсужден в главе 13. Сейчас мы используем этот пример для того, чтобы проиллюстрировать более осознанный, управляемый тип социального познания. Управляемое мышление определяется как осознанное, преднамеренное, произвольное и требующее усилий мышление. Люди обычно могут включать или выключать этот тип мышления по собственному желанию и вполне осведомлены, о чем они в данный момент думают. Кроме этого, данный тип мышления требует усилий, в том смысле, что на него расходуется психическая энергия. У людей есть возможность осознанно размышлять только об одной вещи в один момент времени; они не могут одновременно раздумывать о том, что бы съесть на завтрак и о сложной математической проблеме. Автоматическое мышление, напротив, может проявляться в фоновом режиме и не требовать вообще никаких сознательных усилий.

Управляемое мышление (controlled thinking) — мышление осознанное, преднамеренное, произвольное и требующее усилий.

Одной из задач управляемого мышления является проверка и корректировка автоматического мышления. Так же как командир экипажа авиалайнера может отключить автопилот и взять управление на себя при появлении проблем, управляемое мышление может возобладать над автоматическим, где происходит что-либо необычное. Однако, в отличие от автоматического мышления, управляемое требует мотивации и усилия. Мы должны хоть думать и мы должны иметь время и энергию, чтобы посвятить их этому. Таким образом, когда авки не слишком высоки и нам не особенно важточность суждения или решения, мы нередко "доставляем автоматическому мышлению выполнягь работу, не пытаясь проверить или скорректировать ее. Например, если мы лениво посматриваем телевизор в конце долгого дня, мы скорее будем оценивать людей, которых видим на экране, автоматически. Сходным образом мы можем невнимательно реагировать на рекламу, тратя совсем мало усилий на оценку того, что говорится. Сообщение о том, что «девять из десяти докторов рекомендуют марку средства от боли», может быть зарегистрировано автоматически, без дальнейшего критикого оценивания заявленного утверждения.

За исключением, разумеется, тех случаев, когда нас есть мотивация и психические ресурсы для ализа рекламного предложения. Предположим, в поиске новой машины и обдумываете покупку ноприводного универсального авто. Когда появ-ется реклама одной из таких машин, вы, вероят-, приподниметесь и придадите внимание тому, о было сказано, анализируя это более подробно, к мы увидим в главе 7, существуют весомые до-ательства того, что когда люди имеют мотива-го и ресурсы (то есть они не утомлены и не заня-чем-то другим) на тщательный анализ сообще-, они отключают автопилот и запускают более равляемое мышление, уделяя больше внимания тоинствам высказанного. Когда у людей нет осо-й заинтересованности («хм-м, еще одна реклама леутоляющего») или они отвлечены (где-то ря-м вопят дети), автопилот остается включенным на них оказывает влияние преимущественно по-рхностное содержание сообщения (Chaiken, 1987; hen & Chaiken, 1999; Petty & Cacioppo, 1986; Petty Wegener, 1999).