Управляемое мышление 2

Точно так же, когда люди в достаточной степени абочены вдумчивым анализом проблемы, они огут иногда избегать некоторых видов искажений, торые появляются в результате работы автоматикою мышления. В некоторых из рассмотренных и ранее исследований ставились не особо важ-е для испытуемых задачи. Несколько исследова-й показали, что когда используются задания, личающиеся большей логической преемственного, люди делают более глубокие и точные заклю-ения (Borgida & Howard-Pitney, 1983; Chaiken, berman & Eagly, 1989; Hilton & Darley, 1991; Fiske, 1993; Kruglanski, 1989b; Kruglanski & Webster, 1996; Martin, Seta & Crelia, 1990; Strack & Hannover, 1996). К примеру, Аллан Харкнесс, Кеннет Де Боно и Юджин Боргида (Harkness, DeBono & Borgida, 1985) знакомили женщин, участниц эксперимента, с информацией о человеке по имени Том Фергюсон, которого те никогда ранее не видели. Участницам сообщали, насколько Том заинтересован во встречах с каждой из группы женщин, и ряд характеристик этих женщин, например, насколько у них развито чувство юмора. Затем их просили оценить связь между качествами женщин (например, их чувством юмора) и готовностью Тома начать с ними встречаться. Как и во многих других исследованиях, посвященных способности людей оценивать подобные зависимости, Харкнесс и его коллеги обнаружили, что участницы использовали простые приемы, которые, хотя и не являлись полностью ошибочными, были не слишком точны, если только испытуемые не были заинтересованы в том, чтобы сделать взвешенные суждения. Некоторые из участниц полагали, что они принимают участие в исследовании отношений между молодыми людьми и что им самим предстоит встречаться с Томом в течение нескольких недель. Тем самым, обращая большее внимание на то, что Тому нравится и не нравится в девушках, эти женщины использовали более сложные ментальные приемы и делали суждения, которые отличались большей точностью. В общем, выяснилось, что люди — гибкие мыслители, способные выбирать, по крайней мере в определенной степени, подходящий ментальный прием из множества других. Когда ставки высоки, люди пользуются более сложными приемами, чем тогда, когда ставки невысоки, делают более точные суждения и чаще обращают внимание на факты, которые противоречат их прошлым схемам (Darke et al., 1998; Chaiken, 1987; Dunn & Wilson, 1990; Fiske, 1993; Flink & Park, 1991; Hastie, 1980; Kruglanski, 1989b; Neuberg, 1994; Petty & Cacioppo, 1986; Stangor & McMillan, 1992; Tetlock, 1992; Trope & Lieberman, 1996).

Мы не хотим сказать, что когда у людей появляется хоть какая-то мотивация, они превращаются в совершенных мыслителей. В последующих главах мы рассмотрим несколько примеров, где люди делают ошибочные заключения о социальном мире, несмотря на все свои усилия и лучшие намерения. Мир очень сложен, и даже когда мотивация сильна, мы можем допускать ошибки, давая ему характеристику. Бретт Пелем и Эфрат Нетер (Pelham & Neter, 1995), к примеру, установили, что мотивированные люди высказывали более точные суждения при выполнении относительно простых заданий, но чаще ошибались в своих суждениях во время сложных заданий. Когда мы действительно мотивированы в том, чтобы показать хороший результат, но проблема сложна, мы можем переусердствовать, став скованными и начав сбиваться, вследствие чего покажем худший результат, чем в том случае, когда мы более расслаблены и меньше волнуемся по поводу результата (Arkes, 1991).

Кроме того, даже когда люди мотивированы в том, чтобы исправить суждения, которые, на их взгляд, могут отличаться тенденциозностью, они могут не знать, как это осуществить, а то и начнут вносить в свои суждения слишком большие поправки. Суждения людей — это не автомобильный мотор, неисправность которого легко заметить, а затем устранить. Часто бывает трудно в точности определить, как мы пришли к определенному суждению, является ли оно тенденциозным и в какой степени следует его откорректировать, если это вообще нужно делать (Bargh, 1999; Nisbett & Wilson, 1977; Martin, 1986; Schwarz & Bless, 1992; Wegener & Petty, 1997; Wilson & Brekke, 1994). Тем не менее часто верно правило: чем больше люди мотивированы в том, чтобы вынести непредвзятое суждение, тем скорее им удастся это сделать.