Выводы

Социальное познание (social cognition) — это исследование того, как люди отбирают, интерпретируют и используют информацию при вынесении суждений и принятии решений. Первый тип социального познания представляет собой неосознаваемое, непреднамеренное, непроизвольное и не требующее усилий автоматическое мышление. Например, люди автоматически используют схемы, когнитивные структуры, упорядочивающие информацию о темах или объектах. Схемы оказывают существенное воздействие на то, какую информацию мы замечаем, обдумываем и запоминаем. То, какую схему применяет человек в определенной ситуации, определяется ее доступностью, т. е. тем, насколько схема или идея находится на переднем плане сознания, что увеличивает ее вероятность быть использованной при формировании суждений об окружающем мире. Схемы могут стать доступными через прайминг, процесс, посредством которого недавний опыт повышает доступность схемы, черты или идеи. Опора на схемы может быть полезной до определенной черты, но люди могут быть излишне старательны в этом. Например, иногда мы упорно цепляемся за наши мнения, даже когда они опровергнуты, как показано в исследовании эффекта сохранения. Наконец, схемы также воздействуют на наше поведение — мы действуем на основе наших схем. Самый интригующий пример такого влияния — самореализующееся пророчество, через которое наши схемы воплощаются в реальность через неосознанное взаимодействие с другими людьми таким образом, который заставляет их действовать в соответствии с нашими схемами.

Кроме схем мы пользуемся также эвристикой рассуждений (judgmental heuristics), помогающей нам справиться с огромным объемом информации, с которой нам приходится иметь дело. Эвристика — это практические правила, которым люди следуют, с тем чтобы делать быстрые и эффективные суждения. Эвристика доступности (availability heuristic), легкость, с которой мы можем что-то припомнить, оказывает большое влияние на то, как мы воспринимаем мир. Одним из примеров влияния доступности информации является мышление вопреки фактам (counterfactual thinking) — мысленное изменение какого-то аспекта прошлого как попытка представить себе, каким иным образом могли бы развиваться события. Легкость, с которой людям приходят на ум альтернативные сценарии, является примером использования эвристики доступности, и она может влиять на эмоциональную реакцию людей на те или иные события. Эвристика показательности (representativeness heuristic) помогает нам определить, насколько один объект подобен другому; мы используем ее при классификации людей или ситуаций на основании того, насколько они напоминают какой-то типичный случай. Используя эту эвристику, мы склонны игнорировать базисную информацию (base rate information), степень вероятности того, что нечто или некто принадлежит к данной категории. Люди также полагаются на эвристику привязки и приспособления (anchoring and adjustment heuristic), заключающуюся в том, что первичная часть информации играет роль привязки, или точки отсчета, в ходе последующих размышлений над данным вопросом. Одним из примером привязки и приспособления является тенденциозная выборка (biased sampling), когда люди делают обобщения на основании выборки информации, которая, как им известно, тенденциозна или нетипична. Хотя эти три эвристических приема достаточно полезны, они могут порой приводить к некорректным заключениям.

Второй тип социального познания — это управляемое мышление, которое является осознаваемым, преднамеренным, произвольным и требующим усилий. Люди, как правило, способны включать или выключать такое мышление по собственной воле и вполне осознают то, о чем они думают. Кроме этого, данный тип мышления требует усилий в том смысле, что на него расходуется психическая энергия. Люди имеют возможность осознанно, управляемо думать только об одной вещи одновременно. Когда люди не мотивированы или чем-то озабочены, управляемое мышление становится трудноосуществимым. В подобных случаях люди чаще принимают на веру ложную информацию и испытывают трудности с подавлением мыслей (thought suppression) — стремлением не думать о чем-то, что они хотели бы забыть. Другой пример управляемого мышления — мышление вопреки фактам, посредством которого люди мысленно изменяют некоторые аспекты прошлого, пытаясь вообразить, как могло бы быть иначе. Этот тип мышления оказывает воздействие на эмоциональные реакции людей на происходящие события.

Много написано о том, насколько хорошими мыслителями являются люди.

Возможно, наилучшей метафорой человеческого мышления будет уподобление людей допускающим ошибки ученым — превосходным мыслителям, которые, однако, нередко закрывают глаза на истины, не соответствующие их теориям, и которые иногда относятся к окружающим так, что их теории начинают оправдываться. Хотя люди часто используют ментальные приемы очень эффективно, социальное мышление можно сделать еще более совершенным. Например, люди часто упираются в барьер самоуверенности (overconfidence barrier), когда бывают слишком уверены в точности своих суждений. К счастью, последние исследования показывают, что некоторые из недостатков человеческого мышления можно преодолеть, в частности, с помощью обучения статистике.