Экологизация общественного сознания

Экологизация общественного сознания заключается в развитии экологического образования, просвещения и воспитания в целях перестройки общественного экологического сознания, изменения образа жизни человека, его нравственности. В настоящее время в общественном сознании прочно утвердилось представление о человеческой исключительности и освобождении человека от подчинения экологическим закономерностям. Поведение людей по отношению к окружающей природной среде, основанное на парадигме человеческой исключительности, может привести к экологическому кризису на планете. Тип экологического сознания, базирующийся на представлениях о человеческой исключительности, называется антропоцентрическим. К основным особенностям антропоцентризма относятся следующие утверждения:
  • представление о человеке как высшей ценности, а природа объявляется собственностью человечества;
  • иерархическая картина мира представлена в виде пирамиды, на вершине которой стоит человек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже — различные объекты природы;
  • удовлетворение прагматических потребностей человека;
  • характер взаимодействия с природой определяется прагматическим подходом: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству;
  • этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы;
  • дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен подчиняться процессу развития человека.

Вместе с тем получают развитие принципиально иные представления, согласно которым человек и природа едины и неотделимы друг от друга, а следовательно, противопоставлять их друг другу в корне неверно и бессмысленно.

Человек не в состоянии отменить или изменить законы природы, ибо они объективны и действуют помимо его воли. Человек не может господствовать над природой, он принадлежит ей и находится внутри нее. Господство человека над природой есть не что иное, как деятельность, основанная на использовании ее законов.

Произойдет четкое обоснование единства человека и биосферы и неизбежность ее эволюционного превращения в сферу разума — ноосферу, когда определяющая роль ее развития перейдет от стихийного течения природных процессов и антропогенного воздействия на природу к гармоничному развитию природы и общества. Развитие человека и биосферы пойдет в неразрывной связи и по единственно правильному пути — коэволюции общества и биосферы, на котором не будет ни победителей, ни господства одной из сторон. Ноосфера предполагает прежде всего гуманизацию социальных отношений, разумное отношение к природе, бережное отношение к ее ресурсам. К природе нельзя относиться потребительски, это не в интересах мыслящего человека.

Промежуточным этапом формирования нового экологического сознания является биоцентризм, который включает следующие основные принципы:

  • высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы: человек — не собственность природы, а один из членов природного сообщества;
  • отказ от иерархической картины мира в пользу человека;
  • целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего экологического сообщества;
  • характер взаимодействия с природой определяется принципом, по которому правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое авновесие;
  • этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы;
  • развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимного единства.

Основные положения «биосферной этики», разработанные с позиций экоцентризма, включают уважение ко всему живому включая человека и природу, т. е. к биосфере и ее окружению, и к Космосу.

Экологическое образование — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Действующая в настоящее время в нашей стране система экологического образования носит непрерывный, комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется экологическая компонента содержания профессионального образования.

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию и достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения. Основные цели экологического воспитания в современных условиях могут быть сведены к следующим постулатам:

  • всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима, человек ответственен за все живое;
  • природа — вечна и бесконечна, поэтому она была и всегда будет сильнее человека; основой взаимоотношения с природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;
  • чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;
  • человек оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;
  • Земля может ответить человечеству на свое уничтожение неотразимым ударом;
  • антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен экоцентрическим;
  • люди должны быть ориентированы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно, к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран) и от экологической безответственности и вседозволенности.

Основа решения глобальных экологических проблем заключается в переоценке мировоззренческих ценностей и в смене приоритетов, а также в нормализации численности населения через планирование семьи, в работе по реализации основных направлений в охране окружающей природной среды.

Высшей стадией экологизации сознания является экологическая культура, под которой понимается весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой. Центральная идея экологической культуры заключается в совместном гармоническом развитии природы и человека и отношении к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности. Правила «не повреди» и «думать глобально, действовать локально» обязательны для всех людей. Во имя жизни на Земле человечеству предстоит возродить, сберечь и развить все основные ценности экологической культуры.