Государственные природоохранные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды

В России с 2003 г. проводится реформирование системы государственного управления в основном с целью ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе ликвидации избыточного государственного регулирования; организационного разделения функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам.

В результате реформирования образованы новая система и структура федеральных органов исполнительной власти: функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства, функции контроля и надзора — на федеральные службы, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом — на федеральные агентства.

Однако, по свидетельству международных экспертов, по эффективности государственного управления и качеству публичных услуг Россия значительно уступает не только развитым странам, но и большинству стран Восточной Европы. В частности, в рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2005 г. Россия по показателю «качество государственных институтов» занимает 89-е место.

Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Совет Федерации, Государственная дума, Прокуратура, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают и контролируют экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые нормы и требования в пределах своей компетенции.